Введение в НЛП

Глава 5 Слова и значения



- Но "огород" - вовсе не значит "славненький сногсшибательный аргументик", - возразила Алиса.

- Когда лично я употребляю слово, - все так же пре- зрительно проговорил Шалтай-болтай, - оно меня слушается и означает как раз то, что я хочу: ни больше, ни меньше.

" Это еще вопрос, - сказала Алиса, - захотят ли слова вас слушаться,

- Это еще вопрос, - сказал Шалтай, - кто здесь хозяин: слова или я.

Льюис Кэррол, "Аписа в Зазеркалье"

Этот параграф о силе языка. О том, как убедиться, что вы говорите то, что имеете в виду, как научиться более ясно понимать то, что имеют в виду другие люди, и как помочь людям выразить то, что они сами имеют в виду. Этот параграф о восстановлении связи между языком и опытом.

Слова не стоят ничего, гласит поговорка, и все же они обладают силой вызывать образы, звуки и ощущения в воображении слушателей и читателей, это известно любому поэту или составителю рекламы. Слова могут завязывать дружеские отношения и разрушать их, рвать дипломатические связи, провоцировать сражения и войны.

Слова могут погрузить нас в хорошее или плохое состояние: они являются якорями для сложной гаммы переживаний. Так что единственным ответом на вопрос: "Что на самом деле Означает слово? " - является вопрос "Для кого ? Я зык  представляет собой инструмент коммуникации, а раз так, слова имеют тот смысл, о котором договорились люди. Это разделяемый способ устанавливать коммуникацию по поводу сенсорных переживаний. Без этого не было бы основы для возникновения общества в известном смысле.

Мы полагаемся на интуицию людей, говорящих на одинаковом с нами языке как на родном, и на тот факт, что наш сенсорный опыт достаточно похож на наши карты, чтобы иметь много общих черт. Без этого общение вообще было бы безнадежным занятием, а мы как коммуникаторы были бы похожи на Шалтай-болтая.

    Слова и значения 2
    Однако ... мы не все имеем в виду одни и те же карты. Каждый из нас воспринимает этот мир своим уникальным способом. Слова сами по себе лишены смысла, и это становится очевидным, когда мы слушаем...
    Размышления вслух
    Язык является мощным фильтром для нашего индивидуального опыта. Он является частью той культуры, в которой мы выросли, и не может измениться. Он направляет наши мысли в определенных направлениях,...
    Восстановление смысла слов - мета- модель
    Хорошие коммуникаторы используют достоинства и недостатки языка. Способность точно употреблять те или иные обороты является существенной для профессионального коммуникатора. Умение использовать то...
    Сказать все. Глубинная структура
    Чтобы понять метамодель, которая является инструментом для более полного понимания того, что люди говорят, нам следует рассмотреть, как мысли превращаются в слова. Язык никогда не сможет воздать д...
    Неспецифические существительные
    Прочитайте предложением Семилетняя девочка Лара споткнулась о диванную подушку в гостиной и ударилась правой рукой о деревянный стул, И: С ребенком произошел несчастный случай. Оба эти предложения...
    Неспецифические глаголы
    Алиса была настолько ошарашена, что не ответила, и через минуту Шалтай снова заговорил У некоторых слов особый нрав Особенно у глаголов, они самые нахальные С прилагательными ты что хочешь, то и д...
    Сравнения
    Следующие два примера упущения информации похожи Друг на друга и часто встречаются вместе: суждения и сравнения. Объявления являются замечательным источником обоих паттернов. Новый усовершенствова...
    Суждения
    Суждения -это близкие родственники сравнений. Если Fluffo является просто лучшим стиральным порошком, который можно купить, то интересно было бы знать, чье это мнение: директора компании FIuffo? О...
    Номинализации
    Следующий паттерн возникает тогда, когда глагол, описывающий протекающий процесс, превращается в существительное. Это превращение и существительное, являющееся его результатом, лингвисты называют...
    Модальные операторы возможности
    Существуют правила поведения, н мы уверены, что за пределы этих правил мы не можем или не должны выходить. Слова типа не могу или не должен известны в лингвистике как модальные операторы - они уст...
    Модальные операторы необходимости
    Модальные операторы необходимости появляются в вида слов: следует, и не следует'', должен и не должен, обязан и не обязан Существуют некоторые правила повседневного поведения, но эти правила не вы...
    Универсальные квантификаторы
    Генерализация (обобщение) - это когда один пример берется в качестве представителя ряда различных возможностей, Если бы мы не обобщали, мы вынуждены были бы делать различные вещи снова и снова, и...
    Универсальные квантификаторы 2
    Успешные и уверенные люди стремятся делать обобщения противоположным способом. Они убеждены в том, что они часто поступают правильно, за исключением отдельных случаев. Другими словами, они убежден...
    Комплексная эквивалентность
    Комплексная эквивалентность возникает тогда, когда два утверждения связаны таким образом, что, по мнению автора, они обозначают одно и то же, например: Вы не улыбаетесь. вы не получаете удовольств...
    Пресуппозиции
    У всех нас есть убеждения и ожидания, возникшие из нашего личного опыта, без них жить невозможно. Так как мы вынуждены делать некоторые предположения, то они могли бы быть такими предположениями,...
    Причина и следствие
    Вы заставляете меня чувствовать себя плохо. Я ничего на могу с этим поделать. Язык потворствует мышлению в стиле причины и следствия. Активные субъекты обычно воздействуют на пассивные объекты, но...
    Чтение мыслей
    Чтение мыслей возникает тогда, когда человек предполагает или знает, не имея непосредственного доказательства, что другой человек думает или ощущает. Мы часто делаем это. Иногда это является интуи...
    Чтение мыслей 2
    Например: - Джордж совершенно не обращает на меня никакого внимания. - Как вы узнаете о том, что Джордж не обращает на вас никакого внимания? - Потому что он никогда не делает того, что я говорю....
    Чтение мыслей 3
    Рассмотрим следующее утверждение: Почему эти ужасные люди не прекратят своих постоянных попыток оказать мне помощь, это меня раздражает, Я знаю, что должен сдерживаться, но не могу. Это утверждени...
    Паттерны метамодели
    Роберт Дилтс рассказывает, как он посещал занятия по лингвистике в университете Санта Круз в начале 1970-х, где Джон Гриндер обучал метамодели в течение одной пары. Это было а четверг. Он отпустил...