Введение в НЛП

Глава 2 Двери восприятия



Если у замкнутого цикла коммуникации и есть какое-то начало, то это начало - наши органы чувств. Как подчеркивал Олдос Хаксли, двери восприятия - это наши органы чувств: наши глаза, нос, уши, рот и кожа - это наша единственная точка контакта свнешним миром.

Но даже эти точки контакта - это не совсем то, что нам кажется. Возьмите, например, глаза - ваши "окна в мир". На самом деле это не "окна" и даже не фотокамера. Вы когда-нибудь интересовались тем, почему фотокамера никогда не может ухватить существо визуального образа, который вы видите? Глаза являются значительно более утонченным инструментом, чем фотокамера. Отдельные рецепторы, палочки и колбочки сетчатки реагируют не на сам свет, а на изменения и различия в свете.


Вот довольно простая задача: рассматривание одного из этих слов. Если бы ваши глаза и бумага были совершенно неподвижны, слово пропало бы, как только каждая палочка прореагировала на первоначальный черный или белый стимул. Чтобы продолжать посылать информацию о форме букв, глаза очень быстро дрожат, чтобы палочки на границе белого и черного продолжали получать стимулы. Таким образом, мы продолжаем видеть буквы. Образ проецируется в перевернутом виде на сетчатке, кодируется в виде электрических импульсов от палочек и колбочек и разносится по нервам в визуальную часть коры головного мозга. Окончательная картинка проецируется извне, но создается глубоко внутри головного мозга.

Итак, то, что мы видим, проходит сложную серию активных фильтров восприятия. То же самое верно и для других каналов восприятия. Мир, который мы воспринимаем, это на Реальный мир, это не реальная территория. Это карта, составленная нашей неврологией. То, на что мы обращаем внимание на этой карте, проходит дальнейшую фильтрации через наши убеждения, интересы и предпочтения.

Мы можем научиться позволять нашим органам чувств служить нам лучше. Способность замечать больше и делать более тонкие различения во всех каналах восприятия может значительно обогатить нашу жизнь и является важным умением во многих областях деятельности. Дегустатору вин не- обходим очень тонкий вкус, музыканту - способность делать тонкие аудиальные различия. Каменотес или резчик по дереву должны ощущать свой материал, чтобы освободить фигуры из плена дерева или камня. Художник должен быть чувствительным к нюансам цвета и формы.

Тренировка этих способностей заключается не в том, чтобы видеть больше, чем другие, а в том, чтобы знать, на что смотреть, в развитии умения воспринимать различия, которые создают различия. Развитие физических каналов восприятия - сенсорной остроты - цель тренингов НЛП.


Репрезентативные системы
Коммуникация начинается с наших мыслей, и мы используем слова, тон голоса и язык телодвижений для того, чтобы передать их другому человеку. А что такое наши мысли? Существует множество различных н
Репрезентативные системы 2
Мы используем одни и те же неврологические пути для внутренней репрезентации опыта и для непосредственного его переживания. Одни и те же нейроны генерируют электрохимические заряды, которые могут
Репрезентативные системы 3
Мы используем все три первичные репрезентативные системы постоянно, хотя осознаем их не в равной степени. и мы имеем склонность отдавать предпочтение одним по сравнению с другими. Например, многие
Предпочитаемые репрезентативные системы

Мы постоянно используем все наши внешние каналы восприятия, хотя обращаем внимание на один канал больше, чем на другой, в зависимости от того, что мы делаем. В художественной галерее мы будем испо
Язык и репрезентативные системы


Мы используем язык для того, чтобы передавать другим свои мысли, так что неудивительно, что те слова, которые мы используем, отражают тот способ, которым мы думаем. Джон Гриндер рассказывает о том
Предикаты
Мы используем слова, чтобы описать наши мысли, таким образом, наш выбор слов будет показывать, какую репрезентативную систему мы используем. Представьте себе трех человек, которые прочитали одну и
Ведущая система
Аналогично тому, как мы имеем предпочитаемую репрезентативную систему для своего осознаваемого мышления, у нас есть предпочитаемые средства для введения информации в свои осознаваемые мысли. Совер
Синестезия, наложение и перевод
Богатство и размах наших мыслей зависит от наших способностей устанавливать связи и передвигаться от одного способа мышления к другому. Так, если моя ведущая система является аудиальной, а моя пре
Глазные сигналы доступа
Легко обнаружить, когда человек думает картинками, звуками или ощущениями. Существуют видимые изменения, которые происходят в нашем теле, когда мы думаем различными способами. Способ нашего мышлен
Глазные сигналы доступа 2
Вы можете выполнить следующее упражнение со своим Другом. Сядьте в спокойном месте, задайте другу следующие вопросы и следите за его глазными сигналами доступа. Если хотите, отмечайте их. Попросит
Глазные сигналы доступа 3
Вопросы для аудиального конструирования: Как громко получится, если десять человек крикнут одновременно? Как будет звучать ваш голос под водой? Представьте свою любимую мелодию, звучащую в два раз
Глазные сигналы доступа 4
Мыслительный процесс - вот что имеет значение, а не сам ответ. Нет необходимости в том, чтобы получать словесный ответ. О некоторых вопросах можно думать различными способами. Например, чтобы подс
Другие сигналы доступа
Движения глаз не являются единственными сигналами доступа, хотя, вероятно, их легче всего заметить. Так как тело и мозг неразделимы, то способ мышления всегда проявляется в чем-нибудь, и вы увидит
Субмодальности

Мы говорили о трех основных способах мышления: с помощью звуков, картинок и ощущений - но это лишь первый шаг Если вы хотите описать виденную ранее картинку, то существует масса деталей, которые в
Визуальные
Ассоциированная (вижу своими собственными глазами) или диссоциированная (вижу себя со стороны). Цветная или черно-белая. В рамке или без нее. Глубина (двух- или трехмерная). Местоположение (слева
Аудиальные
Стерео или моно. Слова или звуки. Громкость (громко или тихо). Тон (мягкий или жесткий). Тембр (наполненность звуков). Местоположение источника звука. Расстояние до источника. Длительность. Непрер
Кинестетические
Локализация. Интенсивность. Давление (сильное или слабое). Степень (насколько велико). Текстура (шероховатый или гладкий). Тяжесть (легкий или тяжелый). Температура. Длительность (как долго это дл
Субмодальности 2
Это далеко не полный список наиболее общих субмодальных различий, которые делают люди. Некоторые субмодальности являются непрерывными или дискретными, подобно выключателю, включенному или выключен
Субмодальности 3
Далее, приблизьте образ, затем удалите его. Что при этом изменяется и какое положение образа вам больше нравится? Верните его в то положение, в котором он был вначале. Теперь, если он был цветным,
Субмодальности 4
Этот голос может даже не быть вашим собственным. Если он не ваш, спросите его, что он делает в вашей голове. Изменение субмодальностей - это предмет субъективного переживания, которое трудно перед
Примеры сенсорноопределенных слов и выражений визуальные
Смотреть, картина, фокус, воображение, прозрение. сцена, слепой. визуализировать, перспектива, блестеть, отражать, прояснять, рассматривать, глаз, фокусировать. предвидеть, иллюзия, иллюстрировать
Аудиальные
Говорить, акцентировать, рифма, громкий, тон, резонировать, звук, монотонный, глухой, звонок, испрашивать, ударение, внятный, слышать, дискуссия, заявлять, делать замечание, слушать, звенеть, замо
Кинестетические
Хватать, вручать, контактировать, толкать, тереть, жесткий. теплый, холодный, шершавый, взяться, сдавать, сжать, напрячься, осязаемый, ощутимый, напряжение, твердый, мягкий, нежный, зажимать, держ
Нейтральные

Решать, думать, помнить, знать, медитировать. понижать намереваться, осознавать, оценивать, решать, учить, мотиви­ровать, изменять, сознательный, относиться.
Обонятельные
Душистый, ароматный, дымный, спертый, свежий, благоухающий, вонючий
Вкусовые
Кислый, соленый, сладкий, вкусный, сочный, привкус. горький.
Визуальные выражения
Я вижу, что вы имеете в виду. Я внимательно рассматриваю эту идею. Мы смотрим глаза в глаза. Я имею смутное представление. У него слепое пятно. Покажите мне, что вы имеете в виду. Вы посмотрите на
Аудиальные выражения
На той же длине волны. Жить в гармонии. Говорить на тарабарском языке. Пропускать мимо ушей. Звонить в колокол. Задавать тон. Слово за слово. Неслыханный. Ясно выраженный. Давать аудиенцию. Держат
Кинестетические выражения
Связался с вами. Ухватил эту идею. Задержаться на секунду. Я своей печенкой чувствую это. Человек с холодным сердцем. Хладнокровный человек. Толстокожий. Руки чешутся. Пальцем не тронуть. Палец о
Обонятельные и вкусовые выражения
Чуять недоброе. Горькая пилюля. Вкус к хорошей жизни. Слащавый человек. Кислая мина.




Справочник по компьютерной графике и звуку - перейти
Adobe Photoshop - перейти
CorelDRAW - перейти
Звуковые и музыкальные программы - перейти
Sound Forge - перейти
Cakewalk Sonar - перейти
Сэмплеры - перейти
Приложение - перейти
Пакет Adobe GoLive - перейти
Язык HTML - перейти

Adobe Golive 6 - перейти
Начинаем строить WEB сайт - перейти
Верстка страниц - перейти
Публикация сайта - перейти
Инструменты поиска - перейти



Содержание раздела